Назад с ссылки  Выход

8.7.9. Почему не существует истинных промежуточных звеньев?

В прошлых разделах мы уже перечисляли факты, касающиеся постоянных ссылок на промежуточные звенья, факты, которые не принимаются во внимание в общеупотребительных учебниках. Мы придерживаемся точки зрения, что вообще не существует никаких промежуточных звеньев, которые могли бы убедительно подтвердить эволюцию от простейших живых существ до сложных. Эта точка зрения не нова - наоборот, этот факт относится к разряду "секретов Полишинеля" в палеонтологии. И несмотря на это, на протяжении многих десятилетий стараются сохранить классическую эволюционную модель и через 100 лет после дарвина надеются, как и он в свое время, найти убедительные доказательства эволюционного процесса -промежуточные звенья. Опираясь на неисчислимые миллионы исследованных ископаемых, ученые на сегодняшний день каталогизировали свыше 250 000 видов ископаемых животных, которые выставлены в музеях всего мира. И среди них невозможно встретить ни одного неоспоримого промежуточного звена. В последнее десятилетие научная общественность стала свидетелем того, как эти надежды (на то, что промежуточные звенья в цепи эволюции все-таки обнаружатся), по всей видимости, окончательно рухнули. В "новой" палеонтологии (основное понятие - "прерывистое равновесие", что приблизительно соответствует "неустойчивому" или "скачкообразному" равновесию, пунктуализм, раздел 3.5.3) официально признано систематическое отсутствие промежуточных звеньев, и предпринимается попытка построить новую эволюционную модель, которая больше соответствовала бы палеонтологическим данным. Эту модель мы уже обсуждали в разделе 3.5.3. Некоторые части этой пунктуалистической теории хорошо сочетаются с более ранними теориями быстрого превращения видов в совсем малых пограничных популяциях, что как раз и должно было привести к тому, что промежуточные звенья совсем не сохранились среди ископаемых. Зато возникшие таким образом "успешные" виды существовали бы потом в течение многих миллионов лет, сохраняясь почти неизменными. Под давлением фактов палеонтология приходит в своем развитии к позиции, которая раньше подвергалась сильным нападкам со стороны теоретиков, сторонников эволюционного учения, к позиции, сформулированной в теории сотворения, сторонники которой всегда утверждали: "Никаких промежуточных звеньев не существует".

Может быть, новая теория сможет вполне достоверно ответить на вопрос, почему между отдельными видами и родами не имеется переходов. Формирование видов в малых популяциях может, конечно, благодаря данным, полученным в ходе экспериментов или благодаря изучению исторического аспекта, стать, по крайней мере, понятней и наглядней (см. раздел 3.4). Однако эта теория не объясняет, как в царстве живых организмов смогли возникнуть большие основные типы (млекопитающие, птицы, четвероногие, а также отряды и семейства), так как подобные скачки развития в течение кратчайшего геологического периода (при современном уровне биологических знаний) даже и в малых популяциях представить невозможно (см. разделы 3.3, 3.4 и главу 4).

Если мы ближе рассмотрим пример эволюции лошади, эволюционный ряд которой насчитывал уже к 1943 году 660 скелетов, то мы увидим, что он находится в явном согласии с теорией сотворения и без каких бы то ни было промежуточных звеньев. Ведь вопрос в том, почему в ископаемом наследии прошлого Земли существуют провалы, в рамках эволюционной теории, даже в новой ее модели, остается без ответа. Наличие же факта прерывистости в развитии само по себе вряд ли уже можно отрицать. Т.о., мы можем констатировать, что эти факты подтверждают положения модели сотворения, перечисленные в разделе 8.1.

Все формы, рассматриваемые как промежуточные звенья, проявили себя типичными мозаичными формами, комбинацией признаков из двух и более групп. Так, например, археоптерикс (Archaeopteryx) проявляет признаки рептилий и птиц. Ichthyostega представляла собой амфибию, но одновременно с этим животное обладало и признаками рыб, то же самое касается Seymouria - млекопитающеподобных рептилий. В данном случае уместно процитировать учебник по биологии (knodel, bayrhubhr, 1983, с. 384):

"Между различными группами существуют ископаемые переходные формы, которые соединяют в себе признаки обеих групп. По времени они всегда появляются в начале жизни некой новой группы, признаки которой в этих формах впервые проявляются... Переходные формы представляют собой мозаичные типы, так как в них проявляется мозаика признаков двух различных групп".

В этой цитате содержатся два сомнительных высказывания. Во-первых, мозаичные типы располагаются между двумя группами не в качестве переходных форм. От истинно переходной формы следует ожидать, что она продемонстрирует медленное изменение отдельных признаков. Приведенные же признаки не являются бесспорными. Известный биолог, сторонник эволюционной теории Гэвин де вир писал еще 20 лет назад по поводу праптицы (1966, с. 57): "Археоптерикс имеет типичные признаки рептилий и типичные признаки птиц, но ни одного, о котором можно было бы сказать, что он находится точно между птицей и рептилией". Во всяком случае, встречаются авторы, которые это оспаривают. В мозаичных формах проявляется сходство между общими признаками двух больших групп, и они менее всего предрасположены выступать в качестве переходных форм. Во всех случаях после детального исследования их вынуждены были впоследствии размещать на вымерших боковых ветвях родословных деревьев, а "недостающие звенья" не обнаружены и до сей поры.

Второе сомнительное высказывание в процитированном выше фрагменте касается времени появления этих мозаичных форм: совсем не обязательно, что они появляются среди ископаемых именно тогда, когда должна появиться новая группа. В школьном учебнике Linder Biologie перечисляются некоторые и в настоящее время существующие мозаичные формы (с. 381); в качестве примера мы хотели бы взять утконоса. Из признаков млекопитающих у него присутствуют волосяной покров и молочные железы, а признак рептилий, например, - откладывание яиц как способ продолжения рода. Среди ископаемых утконос известен с периода плейстоцена, классифицируемого как один из самых "молодых" геологических эпох Земли, в то время как "предки" млекопитающих известны уже с пермского периода (280 - 225 миллионов лет по традиционному летоисчислению). И умозрительные размышления об эволюционных ступенях развития, которые могли, якобы, исходить от утконоса, являются праздными, досужими домыслами. (Сравните также приведенные в разделе 8.7.6 примеры современных птиц, которые проявляют мозаичные признаки). Другие примеры ископаемых -это археоптериксы, так как в почти одинаковых по возрасту слоях пород были найдены кости "современных птиц", Eusthenopteron в тех же слоях, что и амфибии (раздел 8.7.4), или Seymouria в более молодых слоях, чем останки рептилий (раздел 8.7.5).