Назад

О.В. Игнаткова г. Донецк, Украина

Церковь и медицина в поисках оптимальных путей помощи душевнобольным

Со времен средневековья до наших дней дошла быль или легенда о "корабле дураков". Чтобы избавить город от безумцев городские власти собирали их вместе, сажали на корабль и отправляли в плавание. "Доверив безумцев воле волн, избавлялись от опасности, что они станут шляться у городских стен; их уносило далеко, они делались заложниками собственного отъезда"1. Для нас не так уж и важно, существовали ли "корабли дураков" в действительности или они были только фантастическими образами. Данная иллюстрация отображает существующую реальность современного постсоветского общества в лице медицины и церкви по отношению к психически больным. Количество страдающих психическими заболеваниями ежегодно увеличивается в связи с кризисным состоянием в политической, экономической, духовной сферах жизни. "В наше время, - как свидетельствует один современный духовник, - очень много душевнобольных людей. И в особенности их много в церкви"2.

Существующая организация медицинской помощи в нашей стране не способна оказать качественное лечение и помощь психически больным людям. Церковь, лишь недавно освободившаяся от идеологического давления и преследования со стороны государства, зачастую не умеет и не знает как обращаться с людьми, страдающими психическими заболеваниями и поэтому отторгает их. Таким образом и общество с существующей системой медицины, и церковь не прочь избавиться от своих безумцев по средневековому образцу "корабля дураков". Проблема медицинской и пасторской помощи душевнобольным стоит перед нами очень остро и требует скорейшего разрешения. Небольшой экскурс в историю вопроса поможет вскрыть некоторые причины возникновения и существования поднятой проблемы. Взаимоотношения естественнонаучной (медицинской) и теологической точек зрения на патологические проявления в психике человека в истории культуры были различными. Так же и отношения к психически больным людям отличались и зависели от господствующего мировоззрения той или иной исторической эпохи.

В основном можно выделить три периода, которые отражают смену парадигм, характеризующих разное понимание причин возникновения психических заболеваний и соответственно этому различное отношение в обществе к душевнобольным.

Первый период: Средневековье. Господство религиозно-мистического понимания всех психопатологических проявлений

В этом периоде психиатрия еще не была выделена в отдельную область медицины. Причины всех психических заболеваний носили религиозное истолкование, а именно понимались как результат грехопадения или демонического воздействия, то есть одержимости бесами. К последствиям мистического толкования безумия можно отнести страх, который господствовал в обществе по отношению к психически больным. В связи с этим душевнобольные подвергались преследованию со стороны светской власти. Распространенными явлениями были заключение больных в особые "башни дураков", либо изгнание их за пределы города. "Бродяжничество безумных, изгнание их в поля, спускание по рекам"3 - эти действия воспринимались как общественно полезные ради безопасности городской общины.

Отношение со стороны церкви к психически больным было иным. Несмотря на то, что безумцам был воспрещен вход в церковь, церковное право не отказывало им в причастии, более того монастыри повсеместно предоставляли приют такого рода больным или как их называли "бесным", "безумным", наряду с другими убогими людьми ("хромцы", "слепцы" и др.). Государство способствовало такого рода монастырской психиатрии, так как это позволяло изолировать больных от общества. Есть источники, которые свидетельствуют о том, что в монастырях наблюдался дифференцированный подход к психически больным. С одной стороны у больных выделялись состояния, связанные с влиянием демонических сил, а с другой патологические состояния, являющиеся результатом нарушения естественных природных процессов.

Второй период: XIX век. Становление психиатрии как научной медицинской дисциплины

В этот период исчезает религиозная составная часть понимания психических заболеваний. Все заболевания такого рода объясняются естественнонаучными причинами. Вера в дьявола и одержимость исчезает из трудов врачей и делается исключительной привилегией богословов. Век просвещения и гуманизма замещает религиозное видение на душевные болезни медицинским. Государство берет организацию и лечение психически больных под свою ответственность. В каждой стране организация психиатрических лечебных заведений связана с именами известных психиатров, защитников и освободителей душевнобольных от цепей. Таким примером является известный французский психиатр Пиннель. Несмотря на предоставление психически больным права на медицинский уход, их положение в обществе оставалось крайне униженным. Кроме того, по мере утихания государственного подавления, ощутимая власть над больными переходит к врачу. "Под знаменем освобождения "безумцев" неожиданно совершилось существенное накопление власти в руках врача"4. Яркое выражение этого факта находим в "Моральном лечении" Пиннеля. В его клиниках существовали темницы, в которых наказывались больные, не подчиняющиеся гражданским нормам поведения. Всякий немедицинский путь помощи душевнобольным отвергается и осуждается, теолог и пастырь исключаются из круга лиц, могущих облегчить страдание безумия.

Интересен и своеобразен путь становления врачевания на Руси, в том числе по отношению к душевнобольным людям. Уже с 11-12 веков русская медицина делиться на монастырскую и светскую, которые были объединены общим мировоззрением, а именно христианством, с его идеалами служения и любви к ближнему. В 18-19 веках отечественная медицина стала на путь естественнонаучного понимания психической патологии. В то же время со стороны церкви продолжалось создание различных благотворительных учреждений, приютов, богоделен, общин милосердия, которые принимали так же и психически больных людей и оказывали им посильную помощь. "Душевнобольные здесь неизменно встречали любовь, сострадание, поразительную терпимость к их патологическим проявлениям и индивидуальным особенностям их поведения, заботу, уход и привлечение к общему труду, не говоря о привлечении к участию в богослужении и таинствах (если они были в сознании и готовы к покаянию)"5.

Следует кратко упомянуть и о развитии самобытной русской врачебной школы, а именно земской медицины. К сожалению ее возникновение сопровождалось отрывом науки, в том числе и медицинской, от ценных духовных традиций христианства. Это отразилось и на образе врача. Очень показателен в этом отношении рассказ Чехова "Палата №6", где мы видим яркий пример отношения к психическим больным со стороны медицинского персонала. Отказ врача учитывать духовные и душевные проблемы своих пациентов приводит к тому, что врач прекращает видеть в психически больном человека.

В этот исторический период медицина в своих взглядах опирается на естественнонаучный подход, духовные переживания личности игнорируются. Ученых интересуют только объективные, доказуемые факты, которые могут быть воспроизведены и проверены каждым опытным исследованием. В эпоху Просвещения трактовка безумия приобретает секулярный характер. В положительном отношении этому сопутствовало дело освобождения психических больных от оков в буквальном смысле слова, но оковы общественного непонимания и презрения продолжали тяготеть над душевнобольными.

Третий период: ХХ век. Состояние кризиса в психиатрии и психологии

Развитие естественнонаучного представления в медицине, психологии привело к взгляду на человека как на объект. При этом "понятие личности неизбежно обеднялось"6 . Внутренняя жизнь личности в исследованиях и экспериментах не учитывалась. В погоне за научным "объективным" изучением заболевания, в том числе и психического, врач развивает и объективное, безличное отношение к самому человеку, становясь при этом черствым, не проявляющим более "чуткого благоговейного отношения к человеческой жизни и смерти"7 . Нарастающее недовольство таким положением дел в психиатрии, в отношении к психически больному человеку неизбежно требует пересмотра существующего взгляда на психику человека в норме и патологии и обращения к утерянным слоям человеческой жизни душевному и духовному. Современной медицине, в частности психиатрии, необходимо целостное воззрение на человека во всей полноте его духовных и психофизических проявлений. Особенно это актуально для сегодняшней ситуации, сложившейся в медицине и психиатрии в нашей стране, "в которой была последовательно реализована и воплощена в жизнь логика социалистического мировоззрения и естественнонаучного понимания болезни и лечения"8 . Нам нет необходимости подробно останавливаться на организации советской медицинской системы, которая на сегодняшний день "утратила свои преимущества (общедоступность, бесплатность) и не обретает взамен ничего иного"9 .

Следует отметить одно из печальных последствий, касающихся психиатрии, а именно то, что она стала заложницей господствующей идеологии. Еще десять лет назад в психиатрических больницах можно было встретить псевдобольных, то есть здоровых людей, наказываемых тоталитарным государством за инакомыслие. Этот факт также делал врача влиятельной фигурой, имеющей власть "казнить или миловать", со всеми вытекающими отсюда последствиями в отношении к больному. За свой пятилетний стаж работы в качестве врача-психиатра автор была знакома с немалым количеством психиатров, идеальными представлениями которых о враче служили такие критерии как объективность, компетентность и профессионализм. Взгляд на больного в свете диалектико-материалистического учения не включал в себя отношение к пациенту как к неповторимой личности, созданной по образу Божьему. В настоящее время многие ученые, в том числе психологи, пришли к осознанию кризисного положения в медицине, психиатрии и пытаются найти выход из сложившейся ситуации.

Секулярные философы, психологи видят его в привитии обществу, медицине ценностей гуманистического подхода. "Человек здесь поставлен на пьедестал, его "Я", "самость" - единственные и конечные ценности"10 . С одной стороны гуманистический подход имеет свои положительные стороны. Он признает ценность человеческой личности, требует уважения к жизни пациента, подразумевает его принятие как человека со всеми его особенностями, даже такими как агрессивность. С другой стороны гуманизм основан на антихристианской концепции, которая выражается в поклонении человеку вместо Бога и несет в себе негативные последствия. Одно из них выражается в том, что у врачей, придерживающихся данного подхода наблюдается феномен "сгорания", то есть состояние обостренной реакции на все происходящее, с последующим истощением душевных и физических сил. Второе отрицательное последствие состоит в том, что при гуманистическом подходе изменяются отношения в диаде врач - больной. Власть от врача переходит к больному, который требует к себе особенного отношения. Это может приводить к диктату со стороны больного.

Другой путь выхода из критической ситуации, который может привести к оздоровлению атмосферы и развитию более терпимого отношения к психически больным людям в обществе - путь религиозно-нравственного понимания (в рамках христианства) всякой болезни, в том числе и психической. Возникновение этого подхода в нашей стране относится к началу 90-х годов и связано с именами известных психологов, психиатров, базирующихся на христианских предпосылках. Среди них: Д.Е. Мелехов, Б.С. Братусь, А.Ф. Бондаренко, О.Б. Ковалевская и др.

В основе предлагаемого этой группой ученых подхода, который называется христианским или эсхатологическим лежит взгляд на человека как целое, в единстве его соматического, психического и духовного слоев бытия. "Христианская ориентация, - как отмечает Б.С. Братусь - отнюдь не против исследования, измерения, числа, метода, а лишь против того, что может исказить душу", а именно против сведения человека только к физико-химическому, биологическому или психическому существованию. Только в рамках христианской концепции личность человека приобретает неповторимую вечную ценность. Данный подход может способствовать образованию "клиники, в центре внимания которой стоит живой человек во всей своей полноте и целостности"11 . Критическая ситуация в психиатрии требует от врача "освободиться от примитивного механистического, материалистического мышления и признать духовные основы личности"12 . Только такой взгляд поможет существенно преобразовать понимание причинности психических заболеваний и трансформировать отношение врача к психически больному.

Современная зарубежная психологическая литература настойчиво указывает на необходимость совместной работы врача-психиатра и пастыря-богослова. Это диктуется интересами больных и ведет к более полному пониманию диагноза и лечения в особо сложных случаях. В психиатрической практике врач часто сталкивается с больными, имеющими наряду с проявлениями душевной болезни и духовные проблемы, отягчающие страдания больного. К счастью многие врачи, и не только психиатры видят необходимость привлечения для работы с такими больными служителей церкви. Автор, как верующий психиатр, имела такую привилегию работать в качестве душепопечителя в одном из отделений Донецкой областной психиатрической больницы. Хочется в этой связи отметить, что психически больные очень нуждаются в христианских попечителях. Главная задача в работе с такими больными - это указать им на необходимость смиренного принятия болезни, терпеливого несения этого периода, надежды на помощь Того, Кто силен врачевать все болезни. В рамках христианского подхода к психическим больным христианским служителям предстоит сыграть важную роль. С этой целью служитель церкви обязательно должен познакомиться в процессе своего обучения с предметом психологии, включающем в себя необходимые сведения по психиатрии. В своем отношении к психически больным людям церковь, в лице своих прихожан и лидеров должна руководствоваться заповедями любви и терпения: "И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение как образу Божию. Что тебе за дело до его немощей и недостатков? Наблюдай за собой, что бы тебе не иметь недостатка в любви"13.

Принятие христианского подхода в психиатрии поможет существенно расширить понимание причин психических болезней и изменить отношение к душевнобольному. "Христианский подход не заменяет, не подменяет медико-биологического подхода, а лишь его дополняет и обогащает". В христианской концепции личность человека имеет неповторимую, вечную ценность. Только такой взгляд способен сделать врача сострадающим и принимающим своего пациента в качестве ценной духовной личности, что в свою очередь может повлиять на изменение отношения общества в целом к душевнобольным и психиатрии, как области медицины, выполняющей её истинное предназначение - лечение души.

__________________

1 А. Лоренцер, Археология психоанализа, М., 1996
2 Игумен Евмений, Пастырская помощь душевнобольным, Московский психотерапевтический журнал,1998, №4
3 Лоренцер, Археология психоанализа, М., 1996
4 Там же
5 Д.Е.Мелехов Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни, М., 1997
6 Там же
7 Ковалевская Христианская психология, Московский психотерапевтический журнал, 1998, №4
8 Там же
9 Там же
10 Братусь Б.С. Начала христианской психологии, М., 1995
11 Ковалевская Христианская психология, Московский психотерапевтический журнал, 1998, №4
12 Там же
13 Д.Е.Мелехов Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни, М., 1997
14 Братусь Б.С. Начала христианской психологии, М., 1995

Назад