назад

Л. С. Емельянова, В. С. Ольховский

О проблемах развития мировоззренческого и научного мышления в нынешнем цивилизованном государстве

г. Киев. Украина

1. Прокомментируем понятия мировоззрения в двух формах (философской и религиозной) и науки и далее рассмотрим сжато взаимодействие между ними, и проблемы отношения к мировоззрению в законодательстве и в системе образования в современном цивилизованном государстве.

Начнём с понятий мировоззрение, философия и религия. Мировоззрение призвано давать целостную картину мира и целостную систему ориентации личности и обычно предстаёт в виде философии или религии.  Любопытно, что до сих пор не имеется чёткого общепринятого определения философии: Что же такое философия?  В разнообразии подходов к определению философии можно, на наш взгляд, выделить три наиболее важных акцента: 1) изучение основных проблем природы реальности, бытия, места человека в материальном и духовном мире, человеческого познания, деятельности, ценностного, этического и эстетического отношения человека к миру здесь нет единства, а есть христианская философия, мусульманская философия, атеистическая философия и др.; 2) классификация и сравнительный анализ человеческих мировоззрений, включая анализ критериев выбора из них, в том числе критерия истинности; 3) «наука наук» (объединение различных методов познания в частных науках в единую согласованную методологическую систему). И по освещению проблем познания, истинности знания и разработки единой согласованной методологической системы знания и познания философия ещё далека не только от завершённости, но и от полного консенсуса в рамках даже какого-либо одного мировоззрения. Религия оказывается понятием, вообще мало понятным для очень многих людей: со стороны обычно оценивают её по внешним и нередко по второстепенным признакам, а верующие в неё живут в соответствии с её духовными и нравственными принципами. С внешней философской стороны религия по существу является мировоззрением, включающем в себя ряд конкретных метафизических положений, без которых (более того, без хотя бы одного из них) она теряет самоё себя, а с внутренней стороны – это особая духовная жизнь каждой верующей личности, находящейся в личностном отношении с Богом.

Теперь перейдём к известному по секулярным философским энциклопедиям определению науки, несколько переформулированному вначале одним из соавторов в [1], а теперь окончательно модернизированному нами здесь: Наука – это система развивающихся знаний, достигаемых посредством соответствующих рациональных методик познания и выражаемых в точных понятиях, истинность (т.е. соответствие реальности) которых проверяется и доказывается общественной практикой. Понятие наука применяется для обозначения (1) процесса выработки научных знаний, (2) всей системы проверенных практикой знаний, представляющих объективную истину и (3) для указания на отдельные области научных знаний, каждая из которых имеет свой предмет, свою методику, свои формы и критерии истины. В этом определении мы видим только одну общую черту всех областей науки: использование рациональных методов познания. Отметим, что наука практически имеет дело с относительной истиной (в том смысле, что содержание её постоянно меняется, уточняется, развивается) об исследуемой реальности.

Современная наука – это не единая система с единым предметом и с единой методикой поиска истины, а разветвленная совокупность отдельных научных дисциплин. Они обычно группируются следующим образом:

         - естествознание (физика, химия, биология и др.), предметом которого является природа;

         - математика (алгебра, геометрия, дифференциальное и интегральное исчисления, теория групп, теория множеств и мн. др.), предметом которой являются системы точно сформулированных аксиом и следствия из них;

         - сравнительно недавно начала активно развиваться новая область науки под перекрывающимися названиями кибернетика и информатика (теория управляющих систем, теория программирования, теория информации, теория алгоритмов, теория автоматов, математическая лингвистика и мн.др.), предметом которых являются процессы функционального управления в сложных системах независимо от их материальной структуры, методы передачи, сохранения, переработки информация разных уровней (см., напр., [2]);

         - гуманитарные социальные науки (история, социология, экономика, юриспруденция и др.), предметом которых являются социальные события и процессы;

         - наконец (правда, без консенсуса), гуманитарные духовные науки (психология, этика, эстетика, философия (в узком смысле как совместная методология науки и других форм познания реальности) и др.), предметом которых является духовная и психическая деятельность Homo Sapiens.

Что касается последних, то, строго говоря, гуманитарные духовные науки исторически выделились из философии особо и стоят в стороне от приведенного определения науки: предметом гуманитарных духовных наук является не материальный мир и не социальные процессы, а духовный мир человека (сознание, мышление, психика, мораль и т.д.), в котором действие причинности ограничено свободной волей индивидуума, – и поэтому рациональных методов познания для них недостаточно.

В каждой конкретной науке имеется своя специфика методологии и своя форма истины как адекватного отображения той или иной стороны реальности:

         - методология физики (и других естественных наук) основана на измерительном наблюдении  при помощи повторяемых экспериментов и их интерпретации с привлечением логики и математики; методология математики – на извлечении строго логических выводов (теоремы, методы исчислений,…) из заданных аксиом;

         - методология кибернетики и информатики – на математике, логике и методах анализа, передачи, сохранения, переработки и использования информации;

         - методология гуманитарных социальных наук – на логике, статистическом анализе наблюдаемых событий и фактов, а также на поиске, оценке и интерпретации свидетельств и документов;

         - методология гуманитарных духовных наук состоит, помимо использования вышеуказанных методов, в использовании метода интроспекции, а также и непосредственно мировоззренческих постулатов.

Конкретные истины в естествознании представляют собой установленные с помощью соответствующих методов законы природы; в математике – теоремы и конкретные математические методы как наиболее точный и ёмкий рациональный язык для использования в других науках; в кибернетике и информатике – динамические системы управления, методы управления, (само)регуляции и функционирования сложных динамических систем разной природы (живой и неживой, искусственной и т.д.), процессы приёма, сохранения, передачи и переработки информации разных уровней и в разных условиях; в гуманитарных социальных науках – утверждения, подтвержденные надежными свидетельствами и документами, и результаты логического и статистического анализа наблюдаемых событий и фактов;

в гуманитарных духовных науках – гипотезы, теории и законы духовной и психической жизни.

Поскольку конкретные предметы, методологии и понятия истины в естествознании, математике, кибернетике и гуманитарных социальных науках не связаны явно и прямо с личным мировоззрением исследователя, попытка идеологизации (т.е. навязывания идеологии того или иного мировоззрения) этих наук чревата  искажением науки. Однако гуманитарные духовные науки связаны явно и прямо с личным мировоззрением исследователя (так, наряду с общечеловеческими аспектами философии есть христианская философия, атеистическая философия и т.д., есть общечеловеческие и христианские аспекты психологии,…, есть христианская этика и ситуативная этика,…).

Более того, и в современном естествознании исследование долго стоящих серьёзных проблем происхождения вселенной, биологической жизни и человеческой духовной жизни неразрывно связано с мировоззрением исследователя, которое неизбежно вовлекается в логический метод абдукции (метод наилучшего объяснения) при сравнительном анализе всех возможных гипотез происхождения.

И, наконец, в современную науку вошла фундаментальная величина информация, которая по своей природе есть умозрительная и нематериальная величина, – и изучение природы информации на уровнях статистики, кода, значения и цели явно исключает натуралистический (материалистический) подход к природе информационных систем [3]. Любопытно, что и это тоже начинает приводить к неизбежному вовлечению мировоззрения исследователя в изучение таких уровней информации.   

2. В современном обществе довольно актуальна проблема выбора мировоззрения людьми. Каковы критерии правильного выбора между известными альтернативными мировоззрениями? Каковы критерии испытания (оценки) каждого мировоззрения на истинность и пригодность? Следуя [4] (см. и использованные ссылки там), их кратко можно сформулировать (в частности, используя и методы рационального научного мышления) так:

     1) Самосогласованность, или внутренняя непротиворечивость, или логическая последовательность) исходных постулатов, предпосылок или догм мировоззрения между собой, а также  между ними и результатами (следствиями), которые приписывают данному мировоззрению.

     2) Способность учитывать всевозможные и разнообразные проявления окружающей нас реальности, т.е. достаточно полное соответствие широкому кругозору и достоверным (бесспорным) фактам.

     3) Жизнеспособность, или достаточная полнота объяснения (объясняет ли в самом деле мировоззрение то, что оно намерено объяснить).

Применимость в практической жизни (отвечает ли мировоззрение на неизбежные вопросы в реальной жизни, помогает ли оно найти человеку такие ответы, которые помогут ему жить). В частности, подлинное мировоззрение должно ответить на следующие извечные и основные вопросы:

(а) Откуда мы взялись?
(б) Зачем мы здесь?
(в)  Куда мы идём?

     4) Плодотворность, или качество (приводят ли плоды мировоззрения к улучшению и повышению человеческого достоинства или же порабощают и обесчеловечивают как тех, кто его поддерживает, так и других)

     5) Субъективное удовлетворение, или внутренняя комфортность (это имеет место, во-первых, если  мировоззрение истинно, а во-вторых, если оно придаёт удовлетворительный для субъекта лично смысл  своей собственной жизни).

На наш взгляд, лучше всего этим критериям удовлетворяет христианство. И отметим то, что известно многим христианам: Иисус Христос никогда и никак не отключает наш разум и никогда не мистифицирует нас, а наоборот, очищает наш рациональный разум от заблуждений, ошибок и иллюзий и, более того, очищает нашу волю от эгоцентризма. Ибо заблуждения, ошибки, иллюзии и наш человекоцентризм вызваны грехопадением, процесс исцеления от которого начался явлением, самопожертвованием и воскресением Иисуса Христа, ныне производится действием Духа Святого в тех, кто принял жертву Иисуса Христа, а закончится после второго пришествия Иисуса Христа.

Поэтому христианство не только не противоречит, а скорее способствует развитию науки и всей культуры человеческого мышления в поисках истины как адекватного отражения реальности.

3. Может ли в современных цивилизованных (европейских, американских, евразийских,…) обществах доминировать к.-л. одно мировоззрение или нужна демократия, т.е. равная свобода,  мировоззрений (кроме, разумеется, преступных - террористических, проповедующих культ насилия, нацизм, расовую ненависть и т.п.) ?

Есть такой ответ: 70 лет господства марксистско-ленинского атеизма перед развалом СССР, тьма средневековья с господством инквизиции и крестовых походов, цивилизационная отсталость тех мусульманских стран, в которых подавляются другие мировоззрения, убедили и убеждают немало число наших современников, почему нужна именно такое равенство, эта демократия, хотя эта демократия мировоззрений отнюдь не означает равноправия Истины и лжи. И это следует закрепить законодательно. Навязывание какого-либо мировоззрения (как законодательным, легальным, так и нелегальным путями) нарушает свободу выбора и права человека. Этой же свободе не противоречит и свободная пропаганда философии с критериями выбора мировоззрения типа изложенных выше. А свобода выбора и свобода воли человека – неотъемлемая составная часть духовной жизни человека, созданного по образу и подобию Бога. В этом смысле учащаяся молодёжь (и школьники, и особенно студенты) должны быть осведомлены адекватной информацией по всем основным типам мировоззрений без какой-либо предвзятости, а практическая реализация такой демократии в законодательном порядке обеспечит свободу для поиска Истины образованной частью общества, в том числе учёными.

К тому же, хотя мы глубоко уверены в том, что христианство является Истинным мировоззрением и Библия как Богодухновенное Слово представляет Истину, но, тем не менее, мы также глубоко уверены в том, что абсолютно ложных мировоззрений нет и по общему откровению в каждом из них имеется своя доля истины, а свободное сравнение их между собой только способствует развитию мировоззренческого, логического и вообще научного мышления. В частности, естественно-научные исследования проблем происхождения, научные исследования наиболее сложных уровней информации и связанных с ними научных проблем неизбежно связаны с вовлечением личного мировоззрения исследователя и уже поэтому требуют сравнительного анализа разных мировоззрений для выбора наилучшего решения или наилучшего пути исследования тех проблем. 

4. Только ли церкви и религиозные мировоззрения или все мировоззрения (и все их формы), включая атеистическое мировоззрение, должны быть законодательно в равной степени отделены от современного цивилизованного государства? И как закрепить это законодательно в цивилизованном государстве? На наш взгляд, ответы на эти вопросы тесно смыкаются с ответом на предыдущий вопрос. И если не будет провозглашена демократия всех мировоззрений (кроме преступных) и если все мировоззрения не будут отделены от государства законодательно, то тем самым будет открыта лазейка для навязывания теми или иным функционерами государства (и в частности, системы образования)  тех  или иных идеологий, которые рано или поздно приведут к духовным, а затем и другим искажениям в развитии общества. Это мы до сих пор видим в навязывании атеизма рядом функционеров образования и науки в Украине, например, при преподавании истории человеческого общества в 6 классе, начиная с доктрины натуралистического превращения обезьяньих стад в человеческие группы как якобы научно установленного факта, а также и при навязывании дарвиновской доктрины макроэволюции как тоже якобы научно установленного факта в курсе биологии. Отметим, что это, по сути, резко противоречит ст.3 Конституции Украины, где говорится о том, что «Права и свободы человека и их гарантии  определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность…».  

Практическая реализация в законодательном порядке этого предложения явно послужит свободе в поисках Истины образованной частью общества.

Оба предложения открывают новую область исследований правовых исследований в Украине и вообще в цивилизованных странах.

Литература:

1.        В.С.Ольховский, Наука и вера, Научно-апологетический вестник  AD NOTEM, Симферополь, 2003, N2, c.4-16; Наука и мировоззрение (как наука соотносится с христианством, «научным» (рациональным) атеизмом и космическим гуманизмом «Новой Эры»), Симферополь, 2002, www.scienceandapologetics.org.

2.        F.Heylighten, C.Joslyn, Cybernetics and Second-Order Cybernetics, in: Encyclopedia of Physical Science and Technology, ed. by R.A.Meyers, Academic Press, N.Y., 2001.

3.        В.Гитт, Информация: третья фундаментальная величина, Доклад на 4-м Европейском Конгрессе по Креационизму в 1990 г.

4.        В.С.Ольховский, По поводу  критериев выбора и испытания мировоззрения на истинность и пригодность, в сборнике Человек и христианское мировоззрение, 1999, Симферополь, вып.4, с.75-83.