назад

Дэн Крисуэлл*

Что делает человека человеком?

Impact #331

What Makes Us Human?

By Dan Criswell, Ph.D.

Действительно ли люди отличаются – биологически и социально – от всего остального мира, созданного Богом? Существуют ли принципиальные отличительные характеристики, ставящие человека на особое место среди прочих форм жизни, или же человек – всего лишь усовершенствованное животное, плод случайных процессов, происходивших много миллионов  лет назад? Христианину ответы на эти вопросы могут показаться очевидными; однако светской науке так и не удалось объяснить, какие  характеристики отличают человека от человекообразных обезьян, таких как шимпанзе или горилла. Но можно ли вывести ответ на этот вопрос из исследований в области физиологии и биологии, или узнать его возможно лишь в свете библейской истины? 

Было предпринято множество попыток ответить на эти вопросы. Палеонтологи выявили много уникальных признаков человеческого скелета, позволяющих отличать ископаемые останки человека от останков человекообразных обезьян (шимпанзе, горилл, орангутанов). Так, у человекообразных обезьян и людей расположение зубов одинаковое: два резца, один клык, два премоляра (малых коренных зуба) и три моляра (коренных зуба). Однако у человека челюстная кость меньше по отношению к черепу и имеет клиновидную форму, тогда как у приматов она U-образная. Еще одна особенность человеческого скелета – более чашеобразная, нежели у человекообразных обезьян, форма таза, обеспечивающая необходимую поддержку органам брюшной полости при постоянном прямохождении. Но эти особенности строения скелета не дают исчерпывающего ответа на вопрос о том, что делает человека человеком. Они лишь описывают свойства  «сосуда», в котором «обитает» человек.

Антропологи в поисках ответа на этот вопрос изучают и описывают окаменелые останки человека. При этом они разыскивают факты материальной культуры, поскольку способность человека пользоваться орудиями труда когда-то считалась уникальной, выделяющей его из  животного мира. Но со временем стало очевидно, что это не так. Всесторонние исследования показали, что пользоваться примитивными орудия труда может и шимпанзе, а  по последним данным, и горилла. Даже каланы (морские выдры) используют камень, чтобы расколоть раковину и достать из нее моллюска. Пытаясь объяснить, что делает человека человеком, исследователи ссылаются и на то, что древние люди хоронили умерших и пользовались огнем. Невозможно отрицать, что погребение умерших и использование огня характерны лишь для человека, но эти виды деятельности являются отражением  духовной сущности человека. Использование огня и существование культа погребения не объясняет, что же делает человека человеком.

В наши дни специалисты по молекулярной генетике пытаются дать характеристику человека, основываясь на различиях в последовательности ДНК человека и приматов. Порядок, последовательность и уровни нашей ДНК, равно как и упомянутые выше особенности строения скелета и поведенческие отличия, способны предоставить ценную информацию о том, что делает человека уникальным, выделяя его из всех остальных сотворенных родов. Однако эти знания, подобно палеонтологическим открытиям, лишь пополняют наши знания о  «сосуде», которым является человеческое тело, но не отвечают на вопрос о том, что же делает нас людьми.    

Библейская Книга Бытия 1:27 гласит, что человек был создан «по образу и подобию Божьему». Этот стих обычно вызывает споры о том, какие именно качества Создателя присущи роду человеческому. Бог – Творец, и человека Он тоже наделил даром творчества. Правда, человеку, чтобы «творить» – то есть создавать новые объекты, такие как здания, транспортные средства, произведения искусства, всевозможные приборы, – необходимы уже существующие материалы, однако он все же способен изобретать и создавать никогда ранее не существовавшие вещи, которые необходимы ему для жизни или просто доставляют удовольствие. Человек, подобно Богу, способен испытывать чувства. Он любит, ненавидит, ревнует – и благодаря силе Святого Духа  может выражать эти чувства соответствующим образом. Он способен прощать – еще одно качество Создателя, присущее и человеку. Но этими качествами человек был наделен при Сотворении, и они есть не что иное, как отражение божественной природы в человеке. Может быть, человек – это существо, которому присущи как признаки животных, так и некоторые атрибуты Бога, так как он был создан по образу и подобию Божьему? Или все-таки есть что-то еще, делающее человека человеком?

Конечно же, все сказанное выше помогает лучше понять человеческую природу. Однако далее мы поговорим об уникальных особенностях человека, не присущих остальному мирозданию, и о выборе, перед которым стоит каждый человек.

Человек как слуга

Человек был создан, чтобы служить. Можно с уверенностью сказать, что человек, стремясь служить своим собственным интересам, обрекает себя на разочарование. Существует множество примеров того, как люди, добившись известности и материального благосостояния, обнаруживали, что удовлетворение личных амбиций не приносит долгожданного ощущения счастья. Разочарование, которое наступает, когда человек  достигает своих целей, но не чувствует удовлетворения, часто ведет к отчаянию, а порой – и к самоубийству. Царь Соломон в книге Екклесиаста называет честолюбивые устремления человека «суетой» и «погоней за ветром», заключая, что единственный долг человека – бояться Бога и соблюдать заповеди его (Екклесиаст 12:13). Тот же, кто живет, не следуя своему предназначению, не может обрести ничего, кроме разочарования и страдания. Человеку изначально отводилась роль слуги. Бог создал Адама и поселил его в Едемском Саду для того, чтобы он «возделывал и хранил его» (Бытие 2:15). Таким образом, как гласит Священное Писание, забота о саде, который насадил Бог, была первой обязанностью человека. Христос, обращаясь к Своим апостолам, много раз подчеркивал важность служения, проповедуя, что «кто унижает себя, тот возвысится» (Матфея 23:12). Он часто прибегает к образу раба, слуги, говоря о тех, кто последует за Ним (Матфея 25:21; Иоанна 12:26). Отвечая на вопрос, «какая наибольшая заповедь в законе», Христос говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим.… Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матфея 22:37, 39). Любить Бога всем сердцем – это естественно для Божьего слуги; куда труднее бывает возлюбить ближнего, как самого себя. Когда Христа спросили: «А кто мой ближний?», Он рассказал притчу о милосердном самарянине, который, не жалея сил и средств, позаботился о пострадавшем от разбойников человеке из другого племени, традиционно враждебного самарянам. Вот такое человеческое поведение резко контрастирует с поведением шимпанзе! Как показали последние исследования, шимпанзе  никак не реагируют на проблемы других существ, не связанных с ними родством1.

Доктор Пол Бранд (Paul Brand) и Филипп Янси (Philip Yancey) в  своей книге «Дивно устроен» (Fearfully and wonderfully made) приводят слова антрополога Маргарет Мид (Margaret Mead), которая утверждает, что о существовании цивилизации свидетельствует такая палеонтологическая находка, как исцеленная бедренная кость. Это значит,  что кто-то позаботился о раненом, послужил ему, а именно это и делает человека человеком».

По замыслу Творца люди должны служить Богу и друг другу – это и делает их людьми. Полнота жизни человека зависит от того, помнит ли он, что сотворен ради служения, реализует ли свое предназначение, или же выбирает иной путь – не делать того, для чего был создан.

Наша ценность для Бога

Как определяется ценность человеческой жизни? В истории человечества были времена, когда цену человека устанавливали работорговцы, в точности так же, как цену животного, – в зависимости от того, насколько работоспособен человек и какую работу может выполнять для своего «хозяина». Сегодня ценность человека определяется его собственными представлениями о благе, а также тем, какую пользу обществу он способен принести. Об этом можно судить по отношению общества к проблеме нежелательных беременностей, к старикам и немощным. Массовые убийства посредством легализованных абортов, борьба за легализацию эвтаназии (самоубийства с помощью врача), использование стволовых клеток эмбриона – все это показывает, насколько современное общество ценит человеческую жизнь. Это – нравственое зло, но есть еще и зло социальное: определять ценность человека на основе его этнического, социального и экономического статуса. Расовое неравноправие и дискриминация очевидны, но разве не ощущается дискриминация в зависимости от рода занятий и материального достатка: Равно ли ценят мусорщика и спортивного арбитра, продавца и доктора, эстрадного артиста, священника? (См. Иакова 2:2-4, 9-10.)

Какими же критериями определяется ценность человека? Обратимся к Священному Писанию, которое учит, что жизнью человека нужно дорожить от зачатия и до самой старости (Исход 21; Матфея 19:24), что она драгоценнее всех других форм жизни, созданных Богом на Земле (Матфея 10:29; 12:12) и что все люди одинаково ценны для Бога (Колоссянам 3:11). Ценность человека в глазах Бога ясно изложена в Послании к Римлянам 5:8: «Но Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками». Какова ценность человека? Она такова, что Творец всего сущего смирил Себя и, вочеловечившись, принял мученическую смерть, чтобы искупить грехи Своего самого ценного создания. Эта наша непостижимая ценность для Бога и делает нас людьми.

Мы нуждаемся в Спасении

Стихийные бедствия, обрушившиеся недавно на южную часть Соединенных Штатов Америки, Индонезию, Пакистан, заставили нас остро почувствовать, как важно спасти тех, кто попал в беду. Однако это временное спасение. Мы спасаем лишь тело и восполняем только материальные нужны того, кто потерял все, что имел. Но подлинное спасение, в котором по-настоящему нуждается человек, – это спасение от духовной смерти. Люди остро ощущают свои физические потребности, которые становятся еще более явными во время стихийных бедствий, но при этом зачастую не замечают главного – своих духовных нужд. Бог наделил человека правом свободного выбора: заботиться о своей душе или нет. Это право человеку было дано изначально, когда Бог сказал Адаму и Еве, что они могут есть от любого плода в Эдемском саду, кроме плодов древа познания добра и зла (Бытие 2:16-17). К несчастью, Адам и Ева сделали неверный выбор, и все их потомки пошли тем же путем. В Послании к Римлянам 3:10–18 святой апостол Павел цитирует стихи Ветхого Завета, ярко рисующие безнадежное положение человеческого рода: «нет праведного ни одного» (10), «никто не ищет Бога» (11), «все совратились с пути» (12), «они не знают пути мира» (17). Погрязшему в грехах человечеству Бог в милости Своей указал путь спасения через веру. Спасение невозможно заслужить; это дар, который люди получили от Иисуса Христа, искупившего смертью Своей грех каждого из людей (Ефесянам 2:8-9, Иоанна 1:12).Те, кто владеют этим даром, и те, кто не владеют им,  отличаются друг от друга. Христос сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между  собою» (Иоанна 1:12). В послании апостола Иоанна та же мысль выражена иначе: «…всякий не делающий правды не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1 Иоанна 3:10).  Далее, в Послании к Галатам 5:16–24 и Послании к Колоссянам 3:1–11, апостол Павел говорит, что спастись могут как избранные, так и неизбранные – главное вести себя соответствующим образом. При сотворении люди были наделены бессмертной душой, которой суждено либо вечно жить в Боге, либо вечно существовать вдали от лица Его. В спасении нуждаются все, так как мир грешен (Римлянам 5), и Бог даровал нам выбор: стать на путь спасения или отвергнуть его.

Итак, в конечном счете человека делает человеком тот путь в вечности, который он выбирает. Принимает ли он благодать спасения и пребывает в гармонии с Богом – или отвергает Его замысел и пожинает плоды духовной смерти?

*Дэн Крисуэлл – доктор философии (специальность – молекулярная биология), преподаватель биологии в аспирантуре Института креационных исследований

Литература

1.   Silk, J. B. et al., 2005. "Chimpanzees are indifferent to the welfare of unrelated group members," Nature 437:1357-1359.

Перевод И. Володиной под ред. А. Мусиной

29 августа 2006 г.

назад