назад

Резензия ] Отзыв на рецензию ]


Отзыв на рецензию книги «Эволюция мифа»

ТЕХНОЛОГИЯ ОБМАНА – II

С.Л.Головин

Рецензия написана грамотным специалистом и является отличным примером комплексной апологии. Убеждение читателя ведется как минимум на четырех уровнях:

а) стилистическом
б) фактологическом
в) мировоззренческом и
г) доктринальном.

Стилистика.

По жанру рецензия, равно как и рецензируемая книга, относится к публицистике, что, естественно предполагает как (а) эмоциональную окрашенность, так и (б) суждения нравственного характера (последнее даже вынесено в заголовок рецензии). Ни то, ни другое "черным Пи-Аром" не является. Признаками такового являются безосновательное приписывание оппоненту неких, якобы, априорно отрицательных свойств, а также подмена понятий с целю манипуляции сознанием читателя.

Так, по одному рецензенту известным причинам, он предполагает, что Сергей Головин:

- протестант-фундаменталист;
- молодой;
- баптист;
- и, по-видимому, в отличие от рецензента, убежден, что его конфессия самая "правильная".

Цель подобных дефиниций не является явной, ведь если Головин, скажем, лжец или идиот, то молодой идиот ничем не лучше старого идиота, лжец-фундаменталист – лжеца-либерала, а сектант баптистский – сектанта Православного. (Впрочем, великий и могучий русский язык лишен артиклей, если не считать таких неологизмов как неопределенный артикль «типа» и определенный «конкретно», а потому всегда можно сказать, что рецензент не имел в виду кого-либо лично.)

В логике рецензента допущена так называемая «генетическая ошибка», когда предполагаемая ложность утверждений обосновывается их происхождением: «Что правильного может сказать человек, если он лысый» (М. Жванецкий); «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Нафанаил).

Фактология

Тут, собственно, дискутировать не приходится: рецензент практически подтверждает данные книги, сообщая, что "За прошедшие 50 лет было обнаружено множество ископаемых остатков пекинского человека"; "Найденные в 50 - 80-е годы кости пекинского человека в точности соответствуют описаниям, фотографиям и слепкам 20 - 30-х годов. Это значит, что все утраченные находки довоенного периода столь же достоверны, что и современные"; и, несмотря на разнообразие объема мозга как среди находок, так и между собой "большинство современных специалистов считает, что пекинский человек должен быть включен в состав нашего вида Ноmo Sapiens (современный человек)", и не является промежуточным звеном, в чем пытались убедить общественность Блэк и де Шарден. Именно это и утверждается в книжке, это же и подозревали антропологи – современники довоенных исследований. "А различия в деталях строения черепа свидетельствуют о внутривидовой эволюции" (внутривидовая эволюция – эвфемизм, означающий расовое многообразие, которое отнюдь не является свидетельством макроэволюции из обезьяны в человека). Книга же посвящена мифу о промежуточном звене, и ископаемых Ноmo Sapiens не рассматривает – их полно не только в Китае.

Мировоззренческий догматизм

К сожалению, дарвинизм продолжает оставаться наиболее догматизированной сферой естествознания. Как иначе объяснить факт, что, несмотря на уверенное определение новых находок в Чжоукоудянь как Ноmo Sapiens, к ним без тени сомнения продолжает применяться определение исчезнувших довоенных костей «Пекинский человек», в качестве видового названия каковых приводилось сочетание Sinanthropus pekinesis – т.е. даже не homo? Не потому ли мы не замечаем очевидного подвоха, что эволюционная догматика требует наличия переходных звеньев?

Доктрина

Рецензент совершенно прав: происхождение человека – вопрос сакраментальный (от лат. sacramentum - «таинство»). Но ввиду своего несогласия с выводами автора, он торопится объявить их – неправославными, а издательство – введенным в заблуждение. Думаю, во избежание недоразумения, рецензенту стоило бы познакомится с работами современных Православных ученых, в частности – издаваемых тем же издательством «Паломникъ» (например - сборник «Шестоднев против эволюции», 2000, и прекрасный альманах «Божественное откровение и современная наука», 2001). Конечно, рецензент может справедливо заметить, что кто только сегодня ни зовет себя православным. (Аминь!) Однако духовное наследие Православия уходит корнями в века, и соответствие учения Писанию поверяется в нем не по современным писателям, а по святоотеческому преданию. Из отцов же Церкви только Ориген и его школа не признавали буквального смысла Шестоднева, считая его мистическим описанием сотворения, которое, по их мнению, было мгновенным. Если нет времени и возможности читать св. отцов – можно познакомиться с подробным анализом этого вопроса у Серафима Роуза.

Доктринальная проблема «христианского эволюционизма» очень хорошо выражена рецензентом: «всё на земле, включая и биологическую эволюцию, совершается по воле Божьей в соответствии с замыслом Творца». Понятие «все» автоматически включает грех (чего, я все же надеюсь, рецензент ввиду не имел) и смерть. В особенности это применимо к эволюции, поскольку «выживание приспособленного» = «умирание всех кроме выжившего».

Писание же говорит, что «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих» (Прем. Соломона 1:13); что "возмездие за грех - смерть" (Римлянам 6:23); что "одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть" (Римлянам 5:2); что "и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих" (Римлянам 8:21); что "последний же враг истребится - смерть" (1 Коринфянам 15:26); и «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Коринфянам 15:22). Если же не в Адаме умирают, то…

Православный, настаивающий на существовании физической смерти до грехопадения попадает под анафему в соответствии с правилами 123 и 124 III-го Карфагенского собора.

Но оставим богословие богословам, а безбожие – безбожникам. Времена догматического атеизма ушли в прошлое. К сожалению, мировоззренческая инерция мешает испытывать различные подходы и подавать материал непредвзято. Если не хватает материала – обращайтесь к нам на сайт www.creation.crimea.com, поможем.